|
Видок
В скромном особняке, на одной из улиц Парижа, в просторной комнате за дубовым столом сидел человек среднего возраста и смотрел в окно. Лицо его было задумчивым, казалось, что он о чем-то размышлял или вспоминал нечто важное. Люди, проходившие мимо здания и не поленившиеся заглянуть в окно, без труда могли предположить, в какие думы был погружен этот человек. Ведь имя его было известно в Париже. Да и не только имя, но и род занятий и даже необычная прошлая жизнь, которая заставляла содрогаться не только простого честного француза, но и самого префекта полиции. Этим человеком был Эжен Франсуа Видок - в прошлом преступник, большую часть жизни проведший в тюрьмах, а ныне - французский сыщик, агент криминальной полиции, создатель первого в мире сыскного агентства.
Жизнь Видока с самого детства была полна приключений. Сын простого пекаря из французского города Арраса был отчаянным мальчуганом и своим бесшабашным поведением не раз наводил родителей на грустные мысли о его будущем. Отец чувствовал, что такой сорванец не пойдет по его стопам, ведь работа пекаря требовала терпения и порядка, а именно эти черты отсутствовали в характере мальчика. Неуемная фантазия, жажда приключений, стремление к славе натолкнули мальчика на мысль стать артистом. Именно в этой среде нашел Эжен родственные души. Артисты были такими же взбалмошными, как и сам Эжен. Но вскоре театральная жизнь ему наскучила, и он окунулся в смежную профессию кукольника. Его тронуло таинственное превращение пустых бездумных игрушек в живых персонажей. Однако лабиринт жизни готовил для него новые испытания и Эжен, надев солдатскую форму, шагнул в военные ряды. Возможно, что Эжен смог бы сделать карьеру военного, если бы однажды в порыве гнева не избил офицера, бессовестно закрутившего роман с его любимой девушкой.
Уверенный в своей правоте, Эжен и помыслить не мог, что вскоре окажется за тюремной решеткой за драку. Он был настолько возмущен несправедливостью принятого по отношению к нему наказания, что наотрез отказался сидеть в тюрьме, и решился на свой первый, но отнюдь не последний в жизни побег.
Попросив воды у охранника, он ударил его по голове, переоделся в его форму и спокойно вышел на улицу. Но парижская толпа не скрыла его от правосудия, и Эжен снова попал на скамью подсудимых. С этого момента Видока захлестнуло желание любыми путями избежать тюрьмы. Это можно было сделать только с помощью побега. Он бежал несколько раз, но ему не везло. Каждый раз его ловили. Но жажда свободы пересиливала, и Видок строил планы нового побега. В очередной раз он бросился с головокружительной высоты тюремной башни в бурлящие воды протекавшей под ними реки. Но и воды реки не смыли его следы. На этот раз арестанта приговорили к каторжным работам и заковали в цепи.
В тюрьмах Видок находился по соседству с опаснейшими преступниками тех дней. В казармах далеко не все были равными. Даже самые отъявленные уголовники робели перед членами французского клана убийц Корню, которые нередко и подолгу проводили время за решеткой. Члены этого клана славились не только особой жестокостью убийств, но и тем, что готовили себе на смену своих детей, воспитывали в них ненависть и злость к людям. Чтобы дети быстрее привыкали к своему ремеслу, для игры вместо кукол им давали головы мертвецов.
В 1799 году Видок совершил очередной побег, который на этот раз окончился удачно. Под чужим именем Видок обосновался в Париже и устроился на работу торговать одеждой. Десять лет длилось его безмятежное существование, и он уже подумывал о том, что жизнь его наладилась, но некто из бывших соседей по тюрьмам разыскал его и принялся шантажировать, угрожая выдать властям. Возможно, кто-то из обычных людей поддался бы шантажу или попытался исчезнуть из города, но Видок не был обычным человеком. Логика его была непредсказуема, неординарна и толкала на неожиданные поступки. И вот в знак ненависти к бывшим соседям по камерам Видок сделал решительный шаг в своей жизни. Он направился в Первое отделение полицейской префектуры Парижа, но не для того чтобы сдаться властям, а для того, чтобы сделать предложение.
В префектуре началась паника. Еще бы! Сбежавший более десяти лет назад преступник добровольно пришел в полицию! Такого случая не помнил ни один даже самый опытный инспектор. Слухи дошли до самого шефа Генри, который едва сдержался, чтобы в первый миг не схватить Видока и не направить его в тюрьму. Сделай он это, Франция лишилась бы многого, и никогда не вспоминала бы о том, что произошло в тот день. А в тот день бывший преступник Видок выразил желание бороться с преступностью и предложил изумленному шефу использовать его знание уголовного мира для борьбы с бандитизмом.
Шеф полиции едва пришел в себя, услышав такое предложение. Но быстро овладел собой и, набравшись мужества, поинтересовался:
- Что же вы хотите взамен?
- Свободы! Прошу простить мое уголовное прошлое, - просто и искренне попросил Видок.
Ситуация сложилась крайне щекотливая. Жизнь кандидата на пост инспектора противоречила всем представлениям об образе жизни полицейского служащего, не говоря уже о шефе криминальной полиции. Шеф Генри крепко задумался. В глубине души он, конечно же, радовался, что наконец-то в полиции появится человек, знающий преступный мир изнутри. Ведь полицейская служба Франции многие годы занималась выслеживанием и арестами политических противников французских королей, а не пресечением уголовных преступлений. Однако с годами в стране росла преступность. Глухие улицы Парижа стали настоящим раем для многочисленных бандитов и воров, а профессиональных полицейских по борьбе с криминалом в городе не было. И вот он пришел. Шеф Генри чувствовал, что такой случай нельзя упускать. Но общественное мнение и всенародное возмущение, которое, как он предвидел, поступит после принятия им такого отчаянного решения, мешало ему тут же дать согласие. Шеф полиции уже хотел было отклонить предложение Видока, при этом простив ему уголовное прошлое, но постоянно поступающие известия об очередных убийствах в Париже тут же вернули ему разум и шеф принял Видока на работу. Так в 1810 году борьбой с преступностью в Париже стал заниматься бывший арестант Видок.
План работы был продуман тщательнейшим образом. Этим занимались лично шеф Генри и префект парижской полиции барон Паскье. В целях конспирации Видок был снова арестован, а последующее освобождение произошло под видом очередного успешного побега.
Свою резиденцию Видок расположил недалеко от полицейской префектуры в мрачном сером здании на улице Святой Анны. Сотрудников он подбирал сам, используя принцип: клин клином вышибают. "Только преступник сможет побороть преступление", - так рассуждал мудрый Видок. Шеф полиции, скрипя сердце, соглашался и с опаской вглядывался в лица новых сомнительных полицейских, личные дела и отпечатки пальцев которых уже многие годы хранились в полиции.
Сначала на Видока работали четверо, затем двенадцать, а со временем двадцать бывших арестантов, которым он платил зарплату из особого тайного фонда и которые прошли у него железную выучку. Из Видока получился отменный начальник и зоркий полицейский, о чем свидетельствуют результаты его работы. За год он с двенадцатью сотрудниками арестовал 812 убийц, воров, взломщиков, грабителей и мошенников, ликвидировал притоны, в которые до него не рискнул сунуться ни один мировой судья, ни один инспектор.
"Сюртэ" ("Безопасность") такое название получила организация Видока именно потому, что она одна обеспечила безопасность и защиту парижан от преступников. Именно она так же явилась зародышем криминальной полиции Франции.
В роли полицейского бывший артист Видок выглядел настоящим мастером. Его фантазия не знала границ. Его сотрудники ради дела шли на любые жертвы. Многим пришлось идти на мнимые аресты и вновь попадать в тюрьмы, здесь они сближались с преступниками, получали от них нужную информацию, затем совершали мнимые побеги, а в случае необходимости даже инсценировали собственную смерть после того, как выполнили задание. Многие проникали в районы, где проживают преступники, шли на мистификацию, использовали и многие другие изощренные методы борьбы с преступностью, закрепившиеся в последствии во французской полиции.
Близкое знакомство с преступным миром, методами работы и привычками бандитов, ум, терпение, интуиция, умение вживаться в образ, редкая зрительная память, а также созданный архив, в котором были помещены сведения обо всех уголовниках, с которыми так или иначе был знаком Видок - все это давало положительные результаты и обеспечивало небывалый успех в работе полиции.
Слухи о том, что бывший арестант Видок стал полицейским, скоро распространились среди обычных людей и докатились до преступного мира. Когда уже не имело смысла скрывать свою новую должность, Видок стал появляться в тюрьмах, где осматривал заключенных, запоминая их лица и внешность. Развития фотографической памяти он требовал и от своих сотрудников. Зная преступников в лицо, легко выявить заключенных, имевших ранее судимость или идентифицировать разыскиваемых преступников, отбывающих срок по другому делу.
На каждого преступника Видок заводил карточку, в которой подробно описывалась внешность, имя, количество судимостей. В архиве насчитывалось около пяти миллионов подобных карточек. И число их увеличивалось. В то время еще не делали фотографий заключенных, они появились чуть позже, в 40-е годы в одной из брюссельских тюрем. Но Видок не зря использовал "фотографический метод" внешности. Каждый преступник зрительно стоял перед его глазами, ведь память его была уникальна.
Несмотря на большие успехи Видока в работе, новый префект полиции возражал против того, чтобы вся криминальная полиция состояла из бывших заключенных. И в 1833 году Видок был вынужден выйти в отставку. Он не сложил руки и создал свое собственное сыскное бюро, и руководил им до самой смерти, которая настигла его в 1857 году. Остаток жизни он прожил интересно: был зажиточным коммерсантом, начал писать книги, благо имел большой жизненный опыт и обилие интересного материала и, кроме того, он стал другом великого Бальзака, которому не раз подсказывал темы будущих романов. Кроме того, Видок послужил прототипом для написания характера Жанна Вальжана, героя романа "Отверженные", Виктора Гюго.
Соотечественники Видока долгие годы испытывали неловкость, когда речь заходила о возникновении криминальной полиции Франции и о ее первых сотрудниках. Но ничего не сделаешь, историю не изменишь!
Видок довольно популярен среди режиссеров. Первый фильм «по мотивам» появился аж в далеком 1922 году. Естественно немой и черно белый. Назывался он точно так же — Vidocq, режиссером был Жан Кемм, вдохновившийся книжкой Артура Бернеде. Потом было еще несколько фильмов, а так же телесериал. Для заинтересовавшихся можно порекомендовать фильм 1946 года «А Scandal in Paris (Скандал в Париже)» — это биография Видока, основанная на его мемуарах.
Ну и конечно "Видок" режиссера Жанна-Кристофа Кома, 2001г.
При создании страницы использовалась информация с сайта "Великие сыщики мира"
|
|